При выборе места площадки под будущее производство было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор выпал на небольшой городок на Каме — Набережные Челны.
Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими. Наличие в регионе крупнейшей стройорганизации «КамГЭСэнергострой» позволило завершить возведение заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.
«В начале 1970-х на стройке трудилось более 100 тысяч человек», — напомнил глава республики. — За время строительства было освоено 4,2 миллиарда рублей капитальных вложений. Установлено более 30 тысяч единиц самого современного оборудования, в большой камазовской эпопее приняли участие и свыше 700 иностранных компаний, и две тысячи заводов из 500 городов Советского Союза.
Каждый год город пополнялся на 30–40 тысяч человек. Если до начала строительства КАМАЗа в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона.
КамАЗ-5320
В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием. Это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором. В мае 1969 года появляется первый тестовый образец, прародитель сегодняшнего КамАЗа, — ЗИЛ-170.
В мае 1974 года в экспериментальном цехе собрали первый двигатель. С этим двигателем сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года первый бортовой КамАЗ-5320.
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик.
На десятом году производства, в 1987-м, была создана линия по выпуску малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» был произведен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый завод по производству малолитражных автомобилей).
18 октября 1988 года с конвейера КАМАЗа сошел 1 000 000-й грузовик модели КамАЗ-5320.
Уже в 1979 году завод стал настоящим лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей. Объемы производства составляли более 100 тысяч экземпляров.
В 1976–1978-х годах на заводе производили три базовые модели — это грузовой автомобиль 5320 грузоподъемностью восемь тонн, модификация на его базе строительного самосвала 5511 грузоподъемностью 10 тонн, седельный тягач 5410, его грузоподъемность составляла 20 тонн. Далее был разработан десятитонный грузовик 53252 с увеличенной колесной базой. Затем — самосвал для сельскохозяйственных нужд и седельный тягач, предназначенный для автопоездов, — 54112.
В 1981-м в эксплуатацию сдали вторую очередь завода. Наладили выпуск шеститонной версии 4310. Базовую модель готовили для военных целей и оснастили автомобиль лебедкой.
Также на основе этой модели создали сельскохозяйственный 43105. В начале 80-х годов каждую базовую модель оснащали доработанными моторами мощностью 220 л. с. и 10-ступенчатой КПП.
23 августа 1990 года КАМАЗ превратился в акционерное общество, а в 1991-м с конвейера сошел двухосный седельный тягач 5425МА с американским мотором Cummins на 325 л. с. и финской кабиной от Sisu.
Сегодня КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе производятся городские автобусы НЕФАЗ, которые сегодня можно увидеть во многих городах России. В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами. Они превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. По Москве курсирует более 1,6 тысячи электробусов производства КАМАЗа.
В новейшей линейке автомобилей поколения К5 присутствуют магистральные тягачи, транспортные автомобили, тяжелые самосвалы полной массой до 50 тонн, полноприводные автомобили и среднетоннажные автомобили полной массой до 18 тонн. Эти грузовики отличает применение нового двигателя, кабины, оригинальной электронной архитектуры, что позволяет реализовать концепцию подключенного автомобиля, дополнив продукт множеством мобильных сервисов.
В январе 2022 года КАМАЗ собирал 210 грузовиков в сутки, 70 из которых были поколений К4 и К5. По данным компании, в январе, феврале и марте 2024 года с конвейера сошло 1 618 машин нового поколения. Это как минимум в 3,5 раза больше, чем в первом квартале 2023 года.
Впервые КамАЗы с беспилотным управлением отправились из Санкт-Петербурга в Москву по трассе «Нева» в июне 2023 года. Три грузовика стартовали с 679-го километра трассы. В ходе рейса планировалось отработать алгоритм программного обеспечения и сенсоров. Всего с лета 2023 года на этой автодороге работают девять высокоавтоматизированных транспортных средств.
До дебютного рейса по дорогам общего пользования эти машины апробировали на закрытых территориях. Спустя пару месяцев услугами тягачей-беспилотников воспользовался «Магнит». Ретейлеры заинтересованы в коптерах-полуприцепах, которые обеспечивают необходимый температурный режим и позволяют перевозить широкий ассортимент продовольственных товаров без каких-либо ограничений, а также непродовольственные товары.
К 2026 году беспилотные грузовики КамАЗ начнут движение по ЦКАД в Подмосковье и по новой платной трассе М-12 «Восток», соединяющей Москву и Казань. Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий БАКАНОВ озвучил эти планы на конференции «Искусственный интеллект в дорожной отрасли — Trans AI 2024». По его словам, через два года количество беспилотных грузовиков увеличится до 93, расширив географию их использования на трассах.